Начало
История
  • Рыболовство
  • Праздники
  • Свадебный обряд
  • Дорога жизни
    Церковь
    Старые фото
    Ладога
    Рыбалка
    Экология
    Контакт
    Форум
    Старый дуб
    Годовые и заветные праздники на южном берегу Ладожского озера
    (по материалам экспедиции проведенной кафедрой этнографии и антропологии исторического факультета Санкт-Петербургского Государственного Университета в 1997 г.)

        Нашей экспедиционной группой на исследованной территории было выявлено два варианта культуры. На берегу Ладоги — специализированное рыболовецкое хозяйство, при удалении на материк оно сменяется земледельческим хозяйством. Комплекс годовых праздников имеет в обоих районах особенности.

        1. Праздники, фиксирующие различие вариантов культуры.

        Это дни святых, почитавшихся по всей России: св. Николая и св. муч. Параскевы. На данной территории из многочисленных функций этих святых, которыми их наделяет местная традиция, превалируют следующие: Никола (дни Николы Летнего и Зимнего) — покровительство рыболовству, судоходству; Прасковья (дни трех Пятниц) — покровительство торговле, исцеление больных. Таким образом, функции обоих святых схожи: обеспечение удачи в делах, сохранение жизни и здоровья, только Николай "помогает" на воде, а Прасковья — на суше. Это выражено и топографически. Многие храмы и часовни на берегу посвящены Николе. В д. Низово, в четырех километрах от берега, явилась икона св. Прасковьи. К ее празднику приурочена знаменитая на весь Ладожский у. ярмарка. Здесь проходит граница, на которой уже преобладает земледелие, хотя и связь местного населения с берегом Ладоги сильна.

        2. Праздники общие для берега и материка.

        По всему обследованному региону разводили крупный рогатый скот и лошадей. Однако выгон скота, приуроченный к дню св. Георгия, отличается на берегу и на материке. На берегу он, как и некоторые другие праздники, имеет более "церковный" характер. На материке Егорьев день становится общеизвестным крестьянским праздником: с обходом скота пастухом и др. К общим для всего региона праздникам можно отнести Рождество, Крещение, праздники пасхального цикла. Иванов день также справляли повсюду, но на материке выявлено финно-угорское по происхождению название для кучи сжигаемого мусора — "кокка".
        Группа праздников, связанных с сезонными изменениями погоды, — Духов день, Илья, Покров. Приметы на погоду на эти дни актуальны как для рыбаков, так и для земледельцев. Духов день и Илья — границы времени купания на Ладоге. Духов день с Покровом образуют другую пару — рыбацких праздников. Покров как день окончания пастбищного сезона здесь практически "не работает". Ильин день и Ильинская Пятница считаются днями, опасными для любых работ.
        Группа праздников, называемых в народе "три Спаса", справляются повсюду, т.к. на эти даты падает созревание некоторых огородных и садовых культур.
        В деревнях была распространена практика заветов по поводу каких-либо стихийных бедствий, в основном эпизоотий. Праздники, на которые падали эти заветы, справлялись повсюду примерно одинаково: с крестным ходом, кроплением скота.
        Сборища молодежи — посиделки, вечерины, гадания на святки, в Иванов день — были повсеместным явлением, однако на берегу практика посиделок стала, по-видимому, отмирать раньше. Посиделочные игры, ряжение и шутки над односельчанами были более характерны для материковой части.
        В целом праздничная культура обследованной нашей экспедицией части побережья Ладоги представляет интерес как пример сосуществования двух традиций, основанных на различных типах хозяйства.

    Шубина Т.Г. (ГМИР)



    Home Map E-mail
    | Начало | История | Дорога жизни | Церковь | Старые фото | Ладога | Рыбалка | Экология | Контакт |



    |  Прессотерапия сайт. |  Пенополистирольные финские ульи Би-Бокс. |  Хостинг PHP http://sibhoster.ru. Регистрация доменов. |